Границей между Великим постом и Страстно́й седмицей является Вербное воскресенье. Верба - образ крестного древа, древа смертного, ставшего орудием казни и через это орудием спасения и символом воскресения, жизни. За неделю до Вербного воскресения в храмах уже звучат слова, раскрывающие особое значение вербы: "Шестyю седмицу поста имyще, предпрaзднственное пение, вайи принесeм Христу, грядyщему нaс рaди всести на жребяти осли... ветви добродтелей тому вси уготовим, яко да воскресение его рaдующеся узрим». Ветви и ваийи - это верба, которая готовится особым образом, приносится в храм на богослужение и потом присутствует в доме, во многих обрядах и традициях у христиан по всему миру. Уверен, что верба в храме это самый что ни на есть церковный обычай, а никакая не языческая традиция! Те же, кто утверждает обратное, всего лишь демонстрирует секулярное, протестантское по своей сути, мышление. С Вербным воскресеньем в народе связано очень много примет, обрядов, мифов. Но еще больше псевдо и околонаучных мифов ходит вокруг употребления вермы в традициях празднования этого дня сегодня, когда "наука" стала так доступна благодаря интернету и социальным сетям. Главный миф, который бытует в нашем обществе, это то, что мы используем в этот день вербу, потому что у нас не растет пальма, потому, что верба - первое дерево, которое распускается к этому празднику. Представление это в корне неверное, хотя и сформулировано в "Настояльной книге священно-церковнослужителя" отца Сергия Булгакова. — В других славянских землях, там, где к этому времени распускается не только верба, но и пальмы, в Болгарии, в Сербии, в Польше, у католических народов, эта неделя называется Пальмовой, но при этом верующие в обрядах используют именно вербу. Есть исследователи, которые доказывают, что в Иерусалиме Иисуса встречали не только пальмовыми, но и ивовыми ветвями. Именно в это различие обозначенов Евангелии ветвями и ваиями. У русского народа однимзначений ива — смертное древо, употребялемое в обрядах похорон, и до сих пор в деревнях на могилки втыкают вербу. Даже у Геродота упоминается, что скифы, прежде чем окончательно покинуть курган, засыпали его ивовыми ветвями. И одновременно ива — древо жизни: она очень живучая и вырастает, где ни воткни ветку в землю. Этим она символизирует победу жизни над смертью. Именно поэтому к веткам вербы часто добавляют зеленые веточки или цыеты или же украшают их бумажными или восковыми бутонами. Особое значение в народной традиции придают таквербе с красной корой. Именно ее называют "настоящей" вербой, запрещая из такой лозы плести предметы быта и обихода. Белые пушки-барашки на красном фоне коры изображали непорочного Агнца, своей кровью обагрившего древо крестное. потому в некоторых местах верму называли Агновыми ветвями. Высыхая, кора такой ивы приобретает синий налет, а потом и вовсе выцветает, становясь белой. И таким образом она сочетает в себе три цвета, связанных с распятием Христа: белый цвет — смерти, небытия и чистоты, непорочности, красный — цвет жертвенной крови и синий — неба. В тех землях, где такая верба не растет, ее заменяют обычной, но обвязывают белой, синей и красной нитками. При этом детей, больных похолестывали освященными веточками с разными присказками: "Вербохлест бьет до слез. Верба бела бьет за дело. Верба синя бьет несильно. Верба красна бьет напрасно. Не я бью, верба бьет, ось недалечко красно яйечко". "Через тыждень Великдень", "Будь здоров, расти как верба!" Церковные песнопения пряздника многократно повторяют мысль о том, что верба, которая во время службы находится в руках верующих и есть образ, праобразом которого является крест, символ распятия и воскресения: Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы ПОБЕДЫ ЗНАМЕНИЯ НОСЯЩЕ, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне. Днесь благодать Святаго Духа нас собра, / и ВСИ ВЗЕМШЕ КРЕСТ ТВОЙ глаголем, / благословен Грядый во имя Господне, / осанна в вышних Тропарь, который четко указывает, что наши предки, стоя в храме с пучками вербы, воспринимали ее как образ креста! В день Вербного воскресенья тропарь и стихира звучат в храме больше десятка раз! Верба ("вербушки") - ветвь кустарника ивы, освященная в церкви, - главный атрибут празднования Вербного воскресенья. С ветвями ивы палестинской, схожей с пальмовыми ветвями, как с ветками оливы в древности встречали и прославляли победителей, и с ними же народ приветствовал Иисуса Христа во время его торжественного въезда в Иерусалим. В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Беларуси, на Урале, в Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо. Как только освященную вербу приносили домой (иногда прямо у церкви), ею "для здоровья" ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: "Верба бела бьет за дело, верба синя бьет не сильно, верба красна бьет напрасно. Не я бью - верба бьет. Ось недалечка красно яэчко!", "Не я бью - верба бьет, вербахлест бьет до слез", "Верба красна, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек: "Как вербочка растет, так и ты расти". В некоторых местах с той же целью ударяли скот или давали ему съесть веточку или ее почки (в Саранском у. это должно было предохранить скот от падежа). В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай (московск.) или в хлебцы (ярославск.), для того чтобы овечки "водились". В некоторых местах вербные почки сменило специально испеченное из теста в форме почек и освященное вместе с вербой в Лазареву субботу печенье - "барашки" (костромск.). Такие же "барашки", "бабашки" или "акатушки" по числу скотины и птицы пекли в Можайском у. Московской губ. Чаще они имели круглую форму, а кое-где состояли из кольца и шарика. Тесто для них делалось из ржаной муки с добавлением толченого конопляного семени или отрубей. В последнем случае простые ржаные "бабашки" пекли для себя, а с отрубями скармливали скотине. В Рязанской губ. также существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики - "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят близнецов каждая. Такое печенье называлось "кытька", а вербное воскресенье слыло "ягнячим праздником". В Енисейской губ. освященную вербу скармливали коровам и овцам в "чистый" четверг, при этом говорили: "Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните". Повсеместно было принято ударять каждую скотинку, провожая ее со двора и гоня в поле в день первого выгона скота, на Егория Вешнего (см. Егорьев день). При первом выгоне лошадей в ночное, производившемся обычно на Николу Вешнего (см. Николин день), лошадей стегали только вербой. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, "пускали на воду" или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод. В Никольском у. Вологодской губ. вербу после выгона скармливали коровам, считая это верным средством, способным защитить их от волков и медведей. Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой. Во многих местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали освященную вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска. https://vk.com/album-6491862_173385566